Объекты на маршруте:
1. Продуктовый магазин
2. Остановка общественного транспорта (из Минска)
3. Пешеходный переход
4. Вход на территорию дворцово-паркового комплекса «Усадьба графов фон Гуттен Чапских»
5. Здание дворца
6. Здание каретной
7. Поворот налево
8. Озеро (пруд)
9. Пивоварня
10. Дом рабочих
11. Амбар-ледовня
12. Флигель (дом управляющего)
13. Поворот направо
14. Мост, река Птичь
15. Территория фермерского хозяйства «Вольготное»
16. Агроусадьба «Графское наследие», мини-зоопарк
Приготовления:
- На прохождение маршрута пешком потребуется выделить около 3-3,5 часов
- В жаркую погоду рекомендуется иметь при себе воду и лёгкий перекус для детей (на берегу реки/озера можно устроить мини-пикник).
- Посещение мини-зоопарка платное , также возможно катание детей на пони
- По всем дорогам может двигаться автотранспорт. Будьте внимательны.
Контакты:Агроусадьба-https://vk.com/volgotnoeminsk, volgotnoe_zoopark_minsk;
НИИ Защиты растений, музей - http://izr.by/pages/contacts
В путь!
Объясняем ребенку, где мы сейчас находимся и как ориентироваться, передвигаться на местности от цифры к следующему пункту. Маршрут начинается с дворцово-парковой зоны усадьбы (4,5 на схеме). Здесь можно увидеть не только исторически интересное здание, но и затронуть основы природоведения, ведь в бывшем дворце расположен Институт защиты растений. Показать ребенку уцелевшие клёны, осины, липы и здесь же оставшиеся спилы уже убранных деревьев – рассказать и показать, как растут деревья (молодые деревца через много лет вырастут до огромных размеров, годовые кольца, сердцевина, кора), рассказать, как можно по стволу и листве узнать название дерева. Обратить внимание ребенка на необходимость бережного отношения к озеленению и деревьям, в частности. Чтобы ребенок имел полное представление о строении дворца, следует обойти здание вокруг, показав вид со всех сторон. Показать фотографию семьи графа Чапского, когда проходите у винтовой лестницы, сравнить изображение с нынешним видом, посчитать с ребенком количество ступенек.
Исторические факты (для ребенка используем не точные даты, а слова "давным-давно", "много лет назад"):
• Парк в Прилуках заложен в конце XVII — начале XVIII века и является памятником садово-паркового искусства.
• В 1635 году здесь был основан православный монастырь (двухэтажное каменное здание, называемое «каменным домом), который просуществовал более 100 лет.
• В 1740 году здание разрушилось, а на его месте князьями Огинскими был построен дворец и заложен парк террасного типа с элементами «итальянского сада»: ценные породы деревьев были привезены из Италии, парковая территория была разбита на ярусы, была водяная мельница. Позже территории принадлежали родам Стеткевичей, Ивановских, Вишневских, фон Гуттен Чапских (1872 год).
• Эмерик Чапский был любителем старины: коллекционировал монеты, медали, гравюры и т.д, собрав наследие, уцелевшая часть которого долгое время находилась во втором имении графа (Станьково), сейчас находится в Кракове, Польша.
• В Прилуки часто приезжали тогда известные творческие личности. Например, художник Наполеон Орда сохранял усадебные виды на своих полотнах.
• Фамильным гербом Чапских является герб «Лелива», на котором начертан гордый девиз: «Жизнь Отчизне, честь никому».
После осмотра дворцовой части продвигаемся дальше (6 на схеме) к зданию бывшей конюшни-каретной: часть здания отреставрирована, внутри сохранились своды каретного зала. Сейчас здесь расположился Дом народного творчества.
Далее по схеме (7,8) идем к пруду, на берегу которого располагались хозяйственные постройки (9-12).
Рассматриваем с ребенком картину, на которой изображено, как раньше выглядела усадьба со стороны пруда. Можно спросить, чего не достает теперь, пусть он сравнит с картиной и покажет отличия.
Рассказали ребенку о правилах поведения вблизи водоемов, а после пошли вдоль уцелевших исторических зданий, чтобы внимательнее рассмотреть особенности строений: длинное здание пивоварни ранее было гостевым домом, где располагались после балов приглашенные; в здании амбара-ледовни сохранены колоны и особенная система вентиляции, до сих пор внутри имеются необходимые для хранения провизии (зерна и овощей) условия – влажность и температура поддерживается за счет конструкции.
Следуя далее по схеме (13,14) идем вдоль реки Птичь к мосту через нее (будьте внимательны – мост не имеет ограждений!). Если у ребенка есть интерес, до моста слева можно спуститься по тропинке к руслу реки: показали ребенку направление течения, рассказали, как отличается "высота" воды весной и летом, как оно формирует берег, как по воде передвигаются водомерки, обратили внимание на звуки (переливается вода, поют птицы, шелестит листва при наличии ветра).
Сразу после моста обратили внимание ребенка, что находимся на территории фермерского хозяйства, и здесь необходимо соблюдать правила поведения: запрещается кормить животных на выгуле, передвигаться по полям для коса травы и т.д. В дневное время можно наблюдать на свободном выгуле в табуне лошадей, пони, осла, овец, коз, коров. Спросили у ребенка, что он знает о каждом из животных, рассказать дополнительно то, что ребенок еще не вспомнил.
Заканчивая маршрут ребенку было интересно, познакомиться с питомцами зоопарка. Здесь можно прокатиться верхом на пони. Также на территории агроусадьбы ознакомились с предметами быта, которые местные жители использовали несколько веков назад.
В помощь родителям!
Предложили ребенку по пути отгадать несколько загадок:
Пришла без красок и кисти
И перекрасила все листья.(осень)
|
Красненькие крылышки,
черные горошки.
Кто это гуляет по моей
ладошке? (божья коровка)
|
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?(весной)
|
Летом бежит,
Зимой спит,
Весна настала –
Опять побежала.(река)
|
Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?(летом)
|
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
|
Будто ходит кто по крыше –
Крыша ходит ходуном.
Шум и грохот – выше, выше…
Что же это? Это…(гром)
|
Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо … (стрекоза)
|
Раскалённая стрела
Дуб спалила у села.(молния)
|
Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе.(облака)
|
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? … (пчела)
|
Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (муравьи)
|
Кто это такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливы и цветы,
Вымыл травы и листы.(дождь)
|
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.(Вода)
|
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
(солнце)
|
Дружит с солнышком весной,
Тихий, ласковый такой.
А зимой завьюжит –
Он с морозом дружит.
В трубах завывает,
С ног меня сбивает.(ветер)
|
Чтобы привлечь внимание ребенка или занять его воображение во время движения (6-8, 12-14 на схеме), можно просто обсудить несколько пословиц/поговорок о природе:
- Без воды - земля пустырь.
- В лесу тень весь день.
- Всякому семени свое время.
- Дерево хочет покоя, да ветер не хочет.
- За ветром в поле не угонишься.
- Летний день - за зимнюю неделю.
- От туч, что уже позади, дождя не жди.
- Рощи да леса - всему миру краса.
- Что летом родится - зимой сгодится.
Поиграли с ребенком в несколько игр:
«Съедобное-несъедобное»
«Третье лишнее»
«Что где растёт?»
«Что можно приготовить из. ?»
«Овощ или фрукт?»
«Цепочка из слов»(взрослый и ребенок по очереди называют любые слова, например: кошка – автобус – сок – куст -….)
«Исправь предложение» (взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет: -Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) и т.д.
После прогулки побеседуйте с ребенком:
Вопросы:
1. Какие старинные здания на прогулке мы видели, как их раньше использовали? Какое тебе понравилось больше всего и почему? (если трудно вспомнить, можно использовать фотографии из приложений)
2. Какие природные объекты мы видели? Что есть у реки, чего нет у озера? Кто живет в озере, реке?
3. Каких зверей и птиц мы видели? Кто понравился больше всего? Какие из зверей и птиц – домашние, а какие - дикие?
4. Какие деревья видели на прогулке?
раскрыть » / « свернуть