Название педагогического проекта «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования, в условиях реализации содержания образовательной услуги сверх базового компонента – «Творческая мастерская»
Планируемые сроки реализации: сентябрь 2019 года — май 2021 года (два учебных года).
Обоснование актуальности проекта
«Творчество - это удел не только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде, где человек воображает ,
комбинирует, создает что-либо новое»
Л.С.Выготский
Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желанию творить прекрасное. Детство – благодатное время для взращивания древа добра и красоты.
Дети с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами. Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Как не потерять ту способность – способность разговаривать с обучающимися на одном языке – языке искусства?
Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.
Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения.
Детский дизайн направлен на раскрытие личности обучающегося, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений Воспитание цветового и эмоционального восприятия, изучение законов и правил изобразительной грамоты, развитие наблюдательности и аналитического мышления, ознакомление с основами дизайнерской деятельности, воспитание человека пытливого, неравнодушного к окружающему миру, умеющего творчески, конструктивно подходить к решению жизненных проблем - эти задачи мы решаем с воспитанниками на занятиях платных образовательных услуг сверх базового компонента. Свер базовый компонент «Творческая мастерская» - даёт возможность выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности, полнее использовать природный потенциал ребёнка за счёт углубления, расширения и практического применения приобретённых знаний, даёт возможность каждому воспитаннику удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. В этой связи занятия сверх базового компонента по обучению воспитанников основам дизайна, ручного ткачества, квиллинга, как видам искусства, открывает широкие перспективы и дополнительные возможности в формировании знаний и умений у детей в области дизайна на более высоком, осознанном уровне.
Первые шаги в искусство настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании разносторонней развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Данный творческий проект, мы считаем актуальным.
Специфика реализации содержания образовательной области «Искусство» в дошкольном возрасте заключается в следующем:
понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела учебной программы дошкольного образования «Эстетическое развитие»;
продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (делать так, как научили), но и творческой (по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Искусство» с другими областями учебной программы дошкольного образования: с «Ребёнок и природа» в части конструирования, «Развитие речи и культура речевого общения» в части элементарного словесного творчества);
общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.
В связи с этим, чтобы в полной мере реализовать выше перечисленные особенности детского художественного творчества, необходимо выстроить систему работы по образовательной области «Искусство».
Для этого в учреждении образования имеются необходимые материально-технические условия: оборудованы специальные помещения для занятий. Оснащение помещений соответствует требованиям перечня средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения, для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 24.09.2007 г. №50, и составляет 82%. В учреждении образования имеются картотеки:
фотоматериалы этапов художественного конструирования,
дидактические игры,
макеты,
уголки детского творчества
постоянно действующая выставка детских работ для родителей.
Финансирование деятельности учреждения дошкольного образования в рамках реализации педагогического проекта осуществляется за счет местных бюджетных средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
В целях эффективной реализации педагогического проекта в учреждении дошкольного образования была создана творческая группа в составе 6 педагогов:
заведующий Мельницкая О.В. (образование высшее, категория первая);
заместитель заведующего по основной деятельности Щука О.Н. (образование высшее, категория первая);
воспитатель дошкольного образования Булавинская Н.М. (образование высшее, первая категория);
воспитатель дошкольного образования Кондратович Ю.С. (образование высшее, категория вторая);
воспитатель дошкольного образования Ткачёва И.Н. (образование высшее, категория вторая);
воспитатель дошкольного образования Яблонская Е.Ф.(образование высшее, категория первая);
Цель педагогического проекта – Формирование у воспитанников эстетической стороны окружающей действительности и удовлетворение потребности в самовыражении через систему работы по образовательной области «Искусство».
Задачи педагогического проекта:
Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребёнка.
Разработать и провести цикл занятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам подготовки и проведения занятий в рамках реализации педагогического проекта.
Развивать творческий потенциал воспитанников средствами художественного конструирования.
Организовать взаимодействие участников образовательного процесса в рамках реализации педагогического проекта.
Провести мониторинг результативности реализации педагогического проекта
Основная идея
Если при организации образовательной услуги сверх базового компонента – «Творческая мастерская» в деятельности воспитанников широко использовать художественное конструирование, то это будет способствовать развитию эмоционально-позитивного отношения к декоративной деятельности, эстетических чувств (чувства цвета, композиции, ритма), изобразительных и творческих способностей, интереса к экспериментальному освоению художественных материалов, изобразительных техник.
Если решение проектных задач будет организовано посредством проектно-исследовательской деятельности, то развитие познавательной активности детей дошкольного возраста будет связано с активной познавательной позицией, периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации об окружающем мире, так как будет разработан комплекс материалов (тематических проектов), созданы лэпбуки по теме каждого проекта для организации детской деятельности, будет пополнена предметно-развивающая среда, организована психологическая и методическая поддержка участников педагогического проекта.
Основные теоретические положения Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Известные психологи и педагоги - Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Н.А.Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций. По определению С.И.Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Способность - природная одаренность, талантливость. Психологами доказано, что у человека врожденны не сами способности, а способность к их развитию.
Эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно-творческая деятельность. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов». Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Художественное конструирование, дизайн, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования, дизайна, ручного ткачества актуальным.
Реализация проекта направлена на совершенствование предметно – развивающей среды в учреждении дошкольного образования для развития и формирования художественно - творческих способностей детей.
Формирование у детей развития познавательных и художественных способностей в процессе художественного конструирования из бумаги и природного материала.
Способствование интеллектуального развития детей через художественное конструирование расширению кругозора и представлений об окружающем мире.
Воспитание интереса к художественному конструированию.
Создание условий для детской деятельности.
Обеспечение интеграции деятельности детей, педагогов, родителей.
Предполагаем, что реализация проекта будет способствовать:
- развитию творческих способностей воспитанников;
- повышению уровня теоретических знаний и практических умений, педагогов учреждения дошкольного образования по использованию различных техник в образовательном процессе дошкольников;
- пополнению материально-технической базы учреждения дошкольного образования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, методическими материалами в помощь педагогам;
-повышению качества организации образовательной услуги сверх базового компонента «Творческая мастерская»в учреждении дошкольного образования.
Ожидаемые риски:
№ п/п |
Проблемное поле |
Направление развития и минимизации риска |
1. |
Недостаточная готовность и включённость родителей (законных представителей) воспитанников в мероприятия. |
Включение родителей в структуру проектной группы.
Поиск эффективных путей индивидуально-ориентированного взаимодействия законными представителями, привлечение их к совместной деятельности |
2. |
Многие педагоги испытывают трудности в объективности оценки воспитанников. |
Осуществление организационно-методического сопровождения реализации мониторинговых процедур. |
Критерии и показатели эффективности педагогического проекта
Критерии |
Показатели |
Способы измерения |
Оценка результатов |
1. Повышение качества образовательного процесса и его результатов
|
положительная динамика развития дошкольников в соответствии с учебной программой дошкольного образования;
осуществление образовательного процесса на основе технологии проектно-исследовательской деятельности
|
Тестирование, наблюдение
|
Низкий уровень – 0% - 50%
Средний уровень – 51% - 74%
Высокий уровень – 75% и выше.
|
2. Качество управления образовательным процессом в учреждении дошкольного образования
|
наличие необходимых организационно – педагогических и материально – технических условий;
обеспеченность дошкольного учреждения программно – методическим материалом;
наличие системы стимулирования педагогов;
статус учреждения дошкольного образования в социуме
|
Тестирование, анкетирование
|
Низкий уровень – 0% - 50%
Средний уровень – 51% - 74%
Высокий уровень – 75% и выше
|
3.Профессиональная компетентность педагогических кадров
|
создание профессиональной среды для обмена опытом;
наличие системы повышения квалификации;
профессиональные достижения педагогов
|
Анкетирование
|
Низкий уровень удовлетворенности – 0% - 50%
Средний уровень удовлетворенности – 51% - 74%
Высокий уровень удовлетворенности– 75% и выше.
|
4. Ресурсная эффективность управления
|
надежность, устойчивость, экономичность, оптимальность всех видов ресурсов, обеспечивающих максимально возможные в данных условиях результаты в области качества дошкольного образования (кадровые, информационные, программно–методические, финансовые, материально–технические и др.)
|
Мониторинг обеспеченности
|
Процент обеспеченности в динамике
|
5.Удовлетворенность результатами деятельности педагогов, родителей
|
психологический климат,
удовлетворенность трудом,
мотивированность на достижение высокого качества;
удовлетворение запросов семьи и социума на качество дошкольного образования
|
Экспертиза продуктов деятельности
|
Низкий уровень:
отсутствие авторских
(самостоятельно разработанных)
методических материалов;
Средний уровень:
наличие
единичных авторских
материалов;
представление проектных продуктов педагогической общественности
(количество выступлений на уровне учреждения образования, района)
Высокий уровень:
наличие комплекса материалов, разработанных в соответствии с нормами;
представление проектных продуктов широкой педагогической общественности
(количество
выступлений на уровне района и области,
количество
публикаций
методического характера в областных изданиях)
|
Список использованных источников
- Образовательные стандарты. Дошкольного образование.
- Учебная программа дошкольного образования / М-во образованияРесп. Беларусь. – Мн.: НИО, Аверсэв, 2014. – 416 с.
- Постановление №156 от 30.11.2017 «О внесении изменений и дополнений в постановление
- Горбатова Е.В. Художественное развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением) Минск :Адукацыя і выхаванне, 2012.
- Поддьяков, Н.Н., Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н.Поддьякова, А.Ф. Говорковой. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Акад. пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 200 с.
- Свенков, А.И. Одарённые дети в детском саду и школе:учебн. пособие для студ. высш.пед. завед. / А.И.Савенков. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
- Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.В. Хабарова – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.–80 с.
- Цыркун, И. И., Карпович, Е. И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству. Пособ. / И. И. Цыркун, Е. И. Карпович. – Мн.: БГПУ, 2006. – 311 с.Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорусским и русским
раскрыть » / « свернуть