Семинар – практикум для родителей «Безопасность дошкольников дома»
Безопасность – это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Актуальность этой проблемы сводится к тому, что
- у детей отсутствует потребность в безопасном и здоровом образе жизни;
- не понимание потенциальной опасности в быту;
- отсутствие самостоятельности и ответственности в потенциально опасных ситуациях.
Мы сегодня собрались для того чтобы поговорить как обеспечить безопасность и нашим детям дома.
В мире каждую секунду происходят несчастные случаи дома с маленькими детьми. Вы не задавали себе вопрос - «А почему?». Может мы сами подталкиваем своих детей к таким ситуациям, где ребенок попадает в беду по неосторожности, по незнанию, по недосмотру взрослых..
Многих ситуаций можно избежать, если:
продумать безопасную расстановку мебели;
оборудовать окна ограничителями открывания;
правильно хранить домашнюю утварь и бытовую химию;
не ставить рядом емкости с бытовой химией и бутылки с соком или водой;
сделать домашнюю аптечку недоступной для детей и не оставлять лекарства в пределах досягаемости ребенка;
в гостях у друзей и родственников попросить убрать острые и бьющиеся предметы;
ознакомить ребенка с основными правилами личной безопасности.
Электричество.
Все знают, как маленькие дети любят засовывать пальчики в розетки. Вам потребуются дополнительные средства для обеспечения детской безопасности, чтобы защитить ребенка от возможного удара электрическим током.
Электророзетки закройте специальными пластмассовыми крышками (заглушками).
Проверьте изоляцию электропроводов, удлинителей, вилок, исправность электрических пробок.
Уберите разбросанные по полу провода.
Не оставляйте детей наедине с включенными электроприборами. Отключайте на ночь от сети электроприборы.
Пожар. На случай возможного пожара продумайте план эвакуации и заранее решите:
как лучше выбираться из каждой комнаты;
как спасать младенцев и маленьких детей;
где вы встретитесь, выбравшись из помещения.
Убедитесь, что все члены вашей семьи знают, как вести себя во время пожара, и отработайте с детьми действия по время этого бедствия.
Двери.
Всегда запирайте входную дверь.
Не разрешайте ребенку самостоятельно открывать дверь на звонки.
Если межкомнатные двери остеклены, наклейте на стекло полимерную пленку. Это предотвратит разлетание осколков в случае, если стекло разобьется. Лучше застеклить двери закаленным или многослойным стеклом.
Чтобы дверное стекло было хорошо заметно, наклейте на него цветные картинки.
Защитные дверные амортизаторы, сделанные из мягкого пластика или резины, можно купить в любом крупном магазине. Такие амортизаторы крепятся к двери сбоку или сверху таким образом, чтобы ребенок не смог дотянуться до них, и не позволяют двери полностью закрыться.
Фиксатор положения дверей устанавливается под дверью и закрепляет ее в определенном положении. Он не дает ребенку ни открыть дверь, ни закрыть ее. Для снятия защиты следует наступить на одну из сторон фиксатора. Сделать это может только взрослый.
В случаях, когда в квартире установлены межкомнатные двери с защелкивающимся замком, пригодится блокиратор ручки дверного замка. Он фиксирует ручку так, что она всегда находится в открытом положении, что не позволяет ребенку захлопнуть дверь. Конкретный блокиратор подбирается строго в соответствии с типом ручки и механизмом замка.
Безопасность ребенка на кухне. Кухня всегда является зоной повышенной опасности.
Установите защитное ограждение плиты.
Не позволяйте ребенку играть там, где вы можете легко о него споткнуться, например рядом с кухонным рабочим столом.
Незамедлительно вытирайте любую пролитую на пол жидкость - на ней легко поскользнуться.
Столы и рабочие поверхности.
Убирайте от края стола все тяжелое, бьющееся и острое.
Не ставьте стулья и табуретки рядом со столом, чтобы ребенок не забрался на стол.
Шнуры от бытовых электроприборов держите вне досягаемости ребенка. После выключения электроприборов вынимайте вилки из розетки.
Пользуйтесь салфетками или закрепляйте скатерть на кухонном столе зажимами. Малыши любят тянуть скатерть за концы вниз и могут опрокинуть себе на голову лежащие на столе предметы.
От ударов об острые углы малыша оградят специальные защитные уголки и накладки. Они крепятся липучками к опасным местам.
Шкафы и ящики.
На шкафы и ящики необходимо установить замки и блокираторы, особенно если там хранятся ножницы, ножи и вилки; тяжелые кастрюли или фарфор; сухие продукты (горох, мука и т. д.);алкоголь, лекарства; бытовая химия.
В зависимости от типа запираемых дверок различаются и блокираторы. Их следует подбирать каждый раз под конкретный предмет мебели. Например, распашные дверки с ручками можно зафиксировать с помощью специальных замков-блокираторов.
Безопасность ребенка в гостиной.
Ковры и шторы.
На коврах и половиках не должно быть дыр и загибающихся вверх краев — ребенок может о них споткнуться.
Не используйте шнуры для штор и занавесок - ребенок может задохнуться, запутавшись в болтающейся веревке.
Мебель, вещи, комнатные растения.
Некоторые комнатные растения могут вызвать аллергию. Избавьтесь от них.
Цветочные горшки поставьте в недоступное для детей место.
Не оставляйте бьющиеся и тяжелые предметы на низких столиках и подоконниках.
Уберите столы со стеклянной крышкой; острые углы оберните чем ни будь мягким.
Не оставляйте на низких предметах мебели (например, на чайном столике) горячие блюда и спиртные напитки, тонкие стаканы, сигареты, спички и зажигалки.
Аудио- и видеосистемы
Современные дома переполнены различными электробытовыми приборами, которые призваны сделать нашу жизнь проще, а жизнь малышей - опаснее: эти приборы притягивают карапузов как магнит. Неудивительно, что кроме опасности удара током существует большая вероятность того, что тяжелый электроприбор прибор просто упадет на кроху. Чтобы этого не случилось, следует выполнять простые правила.
Разместите бытовую технику так, чтобы малыш ни при каких обстоятельствах не смог добраться до задней панели.
Следует дополнительно оборудовать приборы специальным защитным устройством, которое предохраняет его от случайного опрокидывания детьми. Одна часть такого устройства крепится на заднюю сторону прибора, другая на подставку под аппаратурой. Соединяются две части ремнем с блокиратором.
Безопасность в детской.
Детская кроватка.
Детям младше 6 лет спать на двухъярусных кроватях не рекомендуется.
Не разрешайте играть детям на высоких (особенно двухъярусных) кроватях.
Под коврик возле детской кроватки положите не скользкую подстилку.
Игрушки.
Покупайте только те игрушки, на которых есть соответствующий знак, подтверждающий их безопасность. Избегайте ларьков и уличных продавцов.
Перед тем как приобрести игрушку, понюхайте ее. Если игрушка имеет запах -значит, она выделяет вредные химические вещества.
Не покупайте игрушки с острыми краями и игрушки из тонкой твердой пластмассы.
Не покупайте токсичные краски и карандаши.
Избегайте игрушек, не предназначенных для маленьких детей. Внимательно изучайте инструкцию перед покупкой игрушки: производители указывают возраст, на который она рассчитана.
Регулярно выбрасывайте сломанные игрушки.
Убирайте игрушки. Валяющиеся на полу предметы могут стать причиной
травм.
Не кладите в детскую кроватку крупные игрушки. Малыш может использовать их как подставку и вылезти.
Не давайте ребенку до 2 лет играть с мягкими пушистыми игрушками. Малыши любят их жевать, а для детей младше года мех может стать причиной удушья.
Безопасность ребенка в ванной комнате.
Дверь в ванную комнату держите все время закрытой - ребенок легко может там упасть, утонуть или отравиться. Чтобы малыш не смог случайно запереться в ванной, задвижку на внутренней стороне двери установите повыше.
Шкафчики. Бытовую химию (чистящие порошки и жидкости, отбеливатели и т. п.) храните в шкафчиках с надежными замкам. Косметику, лосьоны, бритвы, маникюрные наборы, лекарства и стеклянную посуду держите в недоступном для ребенка месте.
Ванна. Прежде чем сажать ребенка в ванну, проверяйте температуру воды.
На дно ванны положите противоскользящий коврик на присосках.
На пол рядом с ней положите нескользкий коврик.
Не оставляйте ребенка в ванной без присмотра. Малыш может захлебнуться в воде при глубине всего 2,5 см.
Туалет. Приучая малыша к унитазу, используйте специальное детское сиденье, которое легко устанавливается, и подставку для ног.
Закрывайте крышку унитаза. Для этого существуют специальные блокираторы. Не прикрепляйте в унитазе дезодорантов, малыш может вытащить их и засунуть.
Пока малыш пользуется горшком, никогда не оставляйте в нем моющих и отбеливающих средств.
Каждому родителю хочется, что бы их малыш был здоровый. Но мы не всегда задаем вопрос, а как этот сделать? В первую очередь оградить маленьких любопытных малышей от тех опасностях, которые подстерегают их на каждом шагу. Верный ответ – играть с малышами, быть всегда рядом с ними, помогать им в различных ситуациях.
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.
Родителям предлагается составить памятку на тему «Безопасность ребёнка в доме».
Опасность первая: Острые, колющие и режущие предметы.
Правило №1: Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Беспорядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Правило №2: Нельзя брать! (нож, шило, гвоздь, молоток, ножовку, циркуль, булавку)
Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи!
Опасность вторая: Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара.
Правило №1: Не пользоваться самостоятельно розеткой, просить взрослых включить или выключить электроприбор.
Правило №2: Никогда не дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками (вода пропускает ток через себя) .
Правило №3: Не дотрагиваться до включенных электроприборов металлическими предметами (отвертками, ножницами, шпильками) .
Правило №4: Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота — за хвост) .
Не суй в розетку пальчик -
Ни девочка, ни мальчик!
Опасность третья: Лекарства и бытовая химия.
Правило №1: Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во - первых, это невкусно, а во -вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
Правило №2: Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно, не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.
Химикаты - это яд,
И не только для ребят.
Опасность четвертая: Безопасность в доме.
Правило №1: Нельзя играть со спичками и зажигалками. Самостоятельно пользоваться чайником, кастрюлей.
Правило №2: Осторожно обращаться со стеклянной посудой, не ронять ее, убирать на место.
Опасность пятая: Балкон.
Правило № 1: Никогда не играй на балконе в подвижные игры.
Правило № 2: Не перегибайся через перила балкона (если внизу что - то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице).
Человек - не птица:
Удобнее по лестнице спуститься.
Без парашюта с высоты
Прыгают только коты.
Больно падать с этажа
Мягким местом на ежа.
Воспитатель: Уважаемые родители на этом наш семинар –практикум подошёл к концу.
Помните самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной как для педагогов, так и для родителей.
Литература:
1. Формирование культуры безопасного поведения у детей Ф79 3-7 лет :
«Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н. В. Коломеец. -Волгоград : Учитель, 2011.
2. Как обеспечить безопасность дошкольников; Конспекты занятий по
основам безопасности детей дошк. возраста воспитателей дет. сада/К. Ю.
Белая, В. на, Л. А. Кондрыкинская и др.— 4-е изд.— М.: Просвещение, 2004.
3. Психологическое здоровье ребёнка и педагога: пособие для педагогов
учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / К. М.
Семёнова, М. II. Чеснокова; под ред. проф. Е. А. Панько. — Мозырь: Белый
Ветер, 2010.
4. Содержание и технологии проведения семинарских занятий с
педагогами; Пособие для руководителей дошк. учреждений в 3-х частях: Ч. 1:
Семинар-дискуссия. Семинар — педагогический ана лиз. Семинар-викторина /А. Н. Котко. — Мозырь: ООО ИД "Белый Ветер", 2003
5. Технологии методической деятельности в дошколь ном учреждении
:пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / А. Н.Котко. - Минск : Зорны верасень, 2007.
6. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ /
Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» — 2010
раскрыть » / « свернуть